РАБОТОРГОВЛЯ

Основным источником рабов, конечно же, является право кредитора (как частного лица, так и магистрата) обратить в раба своего должника (например – за неуплату налогов). По истечении срока займа должнику предоставляется месяц льготы; если долг не уплачивается, то должник становится собственностью кредитора на тридцать дней. В таком случае закон определяет количество хлеба, которое должен получать должник. За время этих тридцати дней кредитор имеет право трижды выводить своего должника на рынок и объявлять сумму долга. Если никто не выражает желания выкупить его, то он становится «полноправным» рабом. Похожий закон позволяет родителям продать своих детей.
Другим не менее важным источником рабов является разбой и преступная деятельность внутри города, значительно содействующая приросту несвободного населения.
Третий источник рабов – добровольный отказ свободного человека* от свободы, а так же осужденные преступники, переведенные в разряд рабов, ведь только рабов можно передавать в руки палача для вынесения смертного приговора. В большинстве случаев такие рабы являются собственностью городского магистрата (т.е. самого города), но могут быть проданы на невольничьем рынке. Если же город откажется от власти над таким рабом и его никто не купит, то в действие должен вступить смертный приговор.
Ко всем перечисленным источникам рабства следует добавить и естественный прирост несвободного населения. Именно из-за медленности этого роста установилась торговля рабами. Эта торговля приносит огромные доходы казне Рекрен'Тада, так как продажа, ввоз, вывоз и завещание рабов облагается пошлиной: с евнуха взимается восьмая часть его стоимости, с остальных – четверть. Работорговля является одним из самых выгодных занятий; ею занимаются многие знатные жители города, которые так же рекомендуют покупку рабов для их последующей дрессировки и перепродажи. Цены на рабов постоянно колеблются в зависимости от спроса и предложения. Средняя стоимость раба в наши времена составляет 75-110 империалов, но в отдельных случаях, как например за красивых молодых рабынь, могут заплатить и тысячу.

ПОЛОЖЕНИЕ РАБОВ В ОБЩЕСТВЕ РЕКРЕН'ТАДА

Рабы делятся на две категории – принадлежащие частному лицу и рабы общественные, принадлежащие городу. Последние занимаются обустройством города, строят улицы и копают колодцы, работают в каменоломнях и рудниках, чистят канализацию, служат на бойнях и в различных общественных мастерских, а так же их посылают на «фермы» рукхов. Они же занимают некоторые низшие должности – посыльных, вестников, прислужников при тюрьмах и храмах.
Жестокое обращение с рабами до Катаклизма являлось нормой. Цепи, кандалы и бичи были в большом ходу у хозяев. Нередко случалось, что господин приказывал бросить раба в печь, закопать в пустыне или посадить на вилы. В рабе видели существо грубое и нечувствительное, и поэтому наказания для него придумывали самые ужасные и мучительные. Ему могли облепить голову смолой и содрать кожу с черепа, обрубить нос, губы, уши, руки, ноги или подвесить голого на железных цепях, оставляя на съедение хищных птиц. В случае убийства господина рабом подвергались смерти все рабы, жившие с господином под одной крышей.
Тем не менее, после Катаклизма картина радикально изменилась. Были изданы законы, защищающие рабов от произвола хозяев. Рабы, подверженные жестокому обращению, должны быть переданы в руки более добрых хозяев, рабов обязаны кормить два раза в день, запрещено самовольное убийство рабов (впрочем, этот закон все еще игнорируется), у раба может появиться имущество (если раб принадлежит частному лицу, то только с согласия хозяина, если же раб является общественным или был продан мастеру-распорядителю Арены, то никакого согласия не требуется), и он может выкупить себя, а так же стать вольноотпущенным с воли хозяина. Тем не менее, раб все еще является всего лишь собственностью своего господина, и отношение к нему не отличается от отношения к земле или, допустим, к вещи.
Интересно, что внешне рабы почти ничем не отличаются от свободных граждан. Они носят ту же одежду, в свободное время ходят на Арену (в качестве зрителей), в таверны и Веселый Уголок. Вначале все рабы имели специальные ошейники с именем владельца, но их быстро вытеснили более незаметные метки-браслеты. На этот счет было вынесено специальное положение, смысл которого состоял в том, чтобы рабы не выделялись среди граждан, чтобы они (рабы) не видели и не знали, как их много.
Единственным исключением из правил являются рунные ошейники, высасывающие волю раба, но и они достаточно редкое зрелище из-за своей дороговизны.